Юбилейная айдентика как фактор регресса регионального брендинга


Торжественные и юбилейные даты в региональных коммуникациях всегда занимали особое место. Несмотря на придаваемое им значение, юбилейная айдентика, с точки зрения современных визуальных коммуникаций, остается самым уязвимым явлением регионального брендинга.
 
Юбилейная айдентика выглядят крайне консервативно; она застряла на уровне геральдики и эмблематики, которыми по-прежнему и «брендируются» все мероприятия. Еще более серьезным фактором становится внешняя (и внутренняя) непривлекательность официальных коммуникаций,  особенно контрастирующих с ярким и динамичным корпоративным брендингом и дизайном, которые формируют окружение современного человека.

Юбилейные эмблемы отличает чрезвычайный примитивизм, пластическая и графическая беспомощность, полное отсутствие типографики, часто кустарное и непрофессиональное исполнение. Предметом особой гордости заказчиков и разработчиков является геральдическая правильность, семантическая и политическая корректность. Правда, больше всего все эти эмблемы напоминают эстетику самодельных стенгазет. Но разве можно сегодня говорить с миром подобным языком? Вопрос носит совсем не риторический, а предельно практический характер.
Возьмем, например, эмблему 350-летия добровольного вхождения Бурятия в состав России. Чиновники могут быть довольны: изображены русский в косоворотке, бурят в шапке и дэгэле, государственные флаги и соответствующий событию слоган... Все понятно, наглядно, правильно... То, что подобный подход — устарел сам по себе, не отвечает стандартам современных визуальных коммуникаций — никого, конечно не волнует: дизайн не важен, вторичен, не нужен...

Чтобы не быть голословными, сравним как решается тема парного представления двух стран/народов в современных визуальных коммуникациях. В айдентике футбольного матча Бразилия-Аргентина 2008 года страны изображаются в виде абстрактных образов сталкивающихся волн, раскрашенных в национальные цвета, футбольное противостояние Франции с Бразилией 2010 года представлено через изобразительные образы, символизирующие эти страны. В обоих примерах мы видим очень качественный, эмоциональный и яркий продукт, демонстрирующий все возможности современного дизайна. Данное сравнение, на самом деле,  можно применить к любой юбилейной эмблеме российских регионов…

Типичным по качеству для юбилейной айдентики являются эмблемы наподобие 70-летия Чугуевского района Приморского края, 50-летия Сарова, 70-летия Мурманской области, 80-летия Ленинградской области, 75-летия Ямало-Ненецкого автономного округа, эмблема 450-летия вхождения Адыгеи в состав России. Этот список можно продолжать еще долго. Отличительными чертами подобной айдентики является: эстетический нигилизм, лобовые и односложные решения, пластическая избыточность, просто — эстетическое уродство.

Нередко традиционный подход смешивается с попыткой создать все-таки что-нибудь современное и неформальное, что  рождает монстров, наподобие эмблем 333-летия города Глазова. Один из вариантов праздничной символики Глазова, который планируется использовать для детской и юношеской площадках, изображает «дружелюбного зеленого инопланетянина с большим единственным глазом, который держит в руке флаг с городским гербом». Если официальная эмблема Глазова представляет собой набор банальностей, то дополнительная — набор глупостей. При этом визуальная культура обоих вариантов находится на чудовищно низком уровне. Попытка подражать образам массовой культуры, причем самым неоригинальным образом, заканчивается поистине катастрофически. Если успешная вирусная акция с альтернативным символом Олимпиады 2014 года в Сочи — «Зойчем», разработанного по заказу олимпийского оргкомитета, запускалась как уместная и продуманная шутка, то, в том же Глазове действовали вполне серьезно.

Попытки создать современную и позитивную айдентику являются скорее исключением из общей ситуации. К редким удачам можно отнести симпатичную, графически и эмоциональную привлекательную эмблему 230-летия Сыктывкара, в которой интересно обыгрывается символ Республики Коми — медведь. Яркий вспомогательный логотип 80-летия Абакана резко контрастирует с официальной эмблемой празднований, а графическая непринужденность эмблемы 250-летия Ижевска придает ей искомую современность. В тех случаях, когда разработчики отходят от официозности, пафосности и стереотипности — получается приемлемый дизайн.
Существуют и «промежуточные» решения, которые отличает достаточно внятные решения, но которые по-прежнему не могут вырваться за пределы все той же парадигмы. Характерным и примером в этом отношении является айдентика 425-летия Воронежа. Эмблема заигрывает с современной стилистикой объемных логотипов, что вызывает неоднозначное впечатление вследствие несоответствия применяемых приемов (цветовые градиенты, тени, объемность) консервативности и статичности эмблемы. Вместе с тем, знак не перегружен пластически, прозрачен семантически (легендарный ботик Петра Первого) и не вызывает раздражения. Главной проблемой эмблемы 425-летия Воронежа является типографика, представляющая шаблонное и популярное решение в виде стилизованного старославянского письма (шрифт типа «Ижица»). Ну а как еще было показать принадлежность к России? Впрочем, типографика является одним из слабейших мест всей юбилейной айдентики, эта слабость проявляется в полной мере даже в графически осмысленных эмблемах.

Единственной положительной динамикой юбилейной айдентики российских регионов можно считать робкое появление альтернативной или дополнительной символики, которая, впрочем, по-прежнему отодвинута на второй план. В остальном же ситуация представляется крайне негативной. Следует понимать, что речь идет не только об отдельных и разрозненных эмблемах или логотипах, а о качестве визуальной культуры и состоянии визуальных коммуникаций России в целом. Разрыв с обществом и всей мировой образцовой средой создают отталкивающий интерфейс, который продолжает настойчиво воспроизводится. Совершенно очевидно, что и дальше оперировать устарелыми коммуникативными технологиями невозможною, а выбор в пользу прогресса, действительно, жизненно-необходим для развития России как современного государства.


Павел Родькин,
графический дизайнер, эксперт в области визуальных коммуникаций.
(ww.prdesign.ru)


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO