PR в спорте как профессия


Лучше поздно, чем никогда

Осознание функций и роли пресс-секретаря в российском спорте

Поскольку современный спорт представляет собой индустрию, в основе которой лежит формирова­ние и поддержание спроса много­миллионной аудитории СМИ на информацию о ходе и результатах соревнований, то функции пресс-секретаря оказываются одними из важнейших в спорте как бизнесе. Во всяком случае, и в ведущих спортивных клубах, и в лучших национальных сборных, и в силь­ных спортивных организациях, и в оргкомитетах важнейших турниров фигура пресс-атташе признается ключевой со всеми вытекающими последствиями.

К сожалению, приходится констатировать, что в совре­менном российском спорте пока что далеко не всегда существует адекватное понимание индустри­альной сути современного спорта и, как следствие, функций и роли пресс-секретаря. Но это положение меняется буквально на глазах. Как только тот или иной клуб задумы­вается о превращении в высоко эффективное предприятие, так немедленно возникает потребность в профессиональной организации информационной работы. Как только федерация по виду спорта, прорвавшемуся на мировые или европейские телеэкраны, осознает открывающиеся возможности, так сразу же встает вопрос о том, кто и как будет «раскручивать» наших спортсменов и формировать образ национальной сборной, привлека­тельный для спонсоров. Как только организаторы того или иного тур­нира устают стоять с протянутой рукой, так они начинают поиск спе­циалиста, который помог бы сделать так, чтобы выстроилась очередь из спонсоров и рекламодателей.


Да, надо признать, что сегодня в нашей стране практически от­сутствует система подготовки про­фессиональных спортивных пресс-секретарей. Хуже того, и по сей день распространено мнение о том, что руководителей пресс-служб следует рекрутировать из рядов спортивных журналистов, и эта путаница про­фессий, ясно свидетельствующая о некомпетентности допускающего ее менеджмента, порой находит отражение в нормативных докумен­тах, принимаемых руководящими органами отдельных спортивных организаций.


Работа для болельщиков и спортсменов

Источники рекрутирования спортивных пресс-секретарей
Но у этой медали есть и обрат­ная сторона – светлая. Отсутствие в стране достаточного количества профессиональных спортивных секретарей на фоне быстро ра­стущего спроса на людей этой профессии, требует ускоренного обучения большого числа новых специалистов, которых логично искать среди пресс-секретарей, работающих в других отраслях, и среди спортсменов, обучающихся на спортивных менеджеров.
Пресс-секретари, не работавшие в спортивных клубах и организаци­ях, могут не знать специфики этой отрасли, однако, во-первых, этот недостаток легко устраним, если и у работника, и у работодателя есть на то желание, и если работник имеет достаточный общий уровень эрудиции и базовый набор знаний об информационной работе. А во-вторых, многие пресс-секретари, как и многие миллионы людей иных профессий, оказываются на поверку искренними спортивными болель­щиками, которые знают о любимом виде спорта не намного меньше тех, кто этим видом спорта занимался. К тому же у пресс-секретаря из числа болельщиков налицо дополнитель­ная мотивация, и при том весьма существенная, если такой человек тратит немалое личное время и часть своих доходов на то, чтобы быть при­частным к любимому виду спорта.
Другой источник кадров спор­тивных пресс-секретарей – это спортсмены, заканчивающие вы­ступление в соревнованиях и про­являющие склонность к спортив­ному менеджменту и спортивной журналистике. Сегодня спортсмен по окончании соревновательной карьеры может остаться в спорте в одном из трех качеств, а именно в роли тренера, в роли спортивного менеджера и в роли спортивного журналиста. В этой связи пред­ставляется правильным при обуче­нии всем трем профессиям давать студентам основы знаний о распро­странении спортивной информации, формируя у них умения и навыки, необходимые пресс-секретарю. Для этого необходимо ввести соответ­ствующий учебный курс.
Выпускникам высших тренер­ских курсов и факультетов вузов, готовящих тренеров, будет полезно иметь представления о том, чего ждать и чего требовать от пресс-секретаря и как можно с выгодой для своей команды использовать возможности работы через средства массовой информации. Что же каса­ется студентов, изучающих менедж-мент спорта, то им особенно важно узнать, как можно решать управлен­ческие задачи посредством распро­странения спортивной информации и овладеть практическими навыками информационного управления, яв­ляющегося наиболее эффективной и современной формой менеджмента вообще и спортивного менеджмента в частности. Если даже большинство специалистов, получивших диплом в области спортивного менеджмента, и не станет пресс-секретарями, то через некоторое время мы получим массу управленцев, знающих, как информационными средствами повысить эффективность любого спортивного проекта.
В то же время среди студен­тов, изучающих спортивный ме­неджмент, наверняка найдется множество таких, кто с желанием возьмется за работу спортивного пресс-секретаря. Кстати, это ста­нет еще одним способом решения проблемы трудоустройства спортсменов, завершающих соревнова­тельную карьеру.
Наконец, среди спортсменов, обучающихся журналистике, тоже окажется немало желающих уча­ствовать в обмене спортивной информацией в ином качестве или же освоить обе связанные, но суще­ственно различающиеся профессии. Тем же, кто станет журналистами и редакторами, будет очень полезно представлять себе всю систему информационного обмена и уметь быстро находить общий язык с пресс-секретарями.
В любом случае, покуда соот­ветствующие знания не включены в программу обучения тренеров, менеджеров и журналистов, надо формировать временные каналы ознакомления этих специалистов с основами информационной работы как важнейшей части современной спортивной индустрии.

А после из прораба до министра дорастешь…




Перспективы дальнейшей карьеры спортивного пресс-секретаря

И последний вопрос, который не обойти вниманием в этом разговоре. Если в ближайшие годы предстоит рекрутирование достаточно боль­шого числа спортивных пресс-секретарей из числа сотрудников пресс-службы других отраслей, а также из рядов спортсменов, завер­шивших или завершающих соревно­вательную карьеру и обучающихся тренерскому искусству, спортивному менеджменту и спортивной журна­листике, то эти люди должны заранее знать перспективы продолжения своей карьеры. Ведь не секрет, что пресс-секретарь вообще и спортив­ный пресс-секретарь в частности – профессия тридцатилетних, и в большинстве своем ее представители к сорокалетнему возрасту находя иные возможности карьерного роста.



Это связано, в первую очередь, с тем, что спортивная пресс-служба – организация хотя и важная, но численно небольшая, и квалифи­цированный руководитель вполне естественным образом перерастает ее масштаб. Каковы же возможные продолжения карьеры после не­скольких лет успешной работы во главе спортивной пресс-службы?
Надо сразу честно сказать, что российская практика пока не может дать репрезентативного ответа на этот вопрос – уже в силу того, что у нас действительно профессиональ­ные клубы и их пресс-службы суще­ствуют не так давно, чтобы можно было говорить о статистике. А вот за рубежом статистика есть, и она свидетельствует, что выявились три основных направления дальнейшей карьеры спортивных пресс-атташе.
Первое направление – переход на более высокий уровень в ру­ководстве спортивного клуба или организации. Речь идет о назначении на должность вице-президента, а затем в ряде случаев и президента клуба, либо об избрании на одну из руководящих должностей в на­циональной федерации или между­народной спортивной организации. После такого повышения бывший пресс-секретарь по-прежнему ку­рирует информационную работу, но его полномочия становятся гораздо более широкими, включая, как пра­вило, еще и рекламу, реализацию атрибутики и сувенирной продукции, работу с болельщиками, организацию их поездок вместе с командной на соревнования и спортивного туризма вообще, а также аналитическую ра­боту, в том числе внедрение высоких спортивных технологий статистиче­ского анализа и разработку программ стратегического развития.
Второе направление – переход на информационную работу в другую отрасль. В этом случае бывший спор­тивный пресс-секретарь остается руководителем пресс-службы либо получает повышение на одну-две ступеньки, но меняет спорт на иную отрасль. По этому пути чаще всего идут пресс-секретари, которые ранее сделали себе имя как спортсмены. Их образы остаются привлекательными для аудитории, а работа в качестве спортивного пресс-атташе позволяет приобрести навыки, необходимые любому пресс-секретарю. Поэтому такие специалисты получают пред­ложения о переходе на работу в банки, сетевые и иные публичные компании, где они отвечают за ор­ганизацию информационной работы и одновременно, пользуясь именем, сделанным в спорте, выполняют представительские и отчасти ре­кламные функции.



Третье направление продолже­ния карьеры – переход в руковод­ство средств массовой информации, не обязательно специализирован­ных. Зарубежная практика пока­зывает, что телеканалы и газеты выдвигают на редакторские долж­ности преимущественно тех, кто поработал журналистом, но при этом нередко приглашают на роль администраторов именно успеш­ных руководителей спортивных пресс-служб. То есть спортивному пресс-атташе должность главного редактора спортивного СМИ или спортивного редактора многопро­фильного СМИ вряд ли светит. Но зато после нескольких лет работы во главе пресс-службы спортивного клуба или федерации имеет смысл отправить свое резюме в те же самые СМИ, когда они объявят конкурс на замещение должности генерального директора.


Впрочем, спортивный пресс-атташе может добиться успеха и в качестве тренера. И хотя такие случаи относительно редки, но они свидетельствуют о том, что некото­рым тренерам навыки общения со СМИ помогли стать любимцами болельщиков и сделать тренерскую карьеру. И это понятно, потому что в современном спорте мало просто побеждать – надо сделать так, чтобы твоя победа воспринималась каж­дым болельщиком как его личная победа. А такое восприятие – это и есть результат профессиональной информационной работы.


При любом использовании материалов сайта ссылка на regionpr.ru обязательнаСоздание сайтов в Воронеже ART STUDIO