PR в спорте как профессияЛучше поздно, чем никогда
Осознание функций и роли пресс-секретаря в российском спорте Поскольку современный спорт представляет собой индустрию, в основе которой лежит формирование и поддержание спроса многомиллионной аудитории СМИ на информацию о ходе и результатах соревнований, то функции пресс-секретаря оказываются одними из важнейших в спорте как бизнесе. Во всяком случае, и в ведущих спортивных клубах, и в лучших национальных сборных, и в сильных спортивных организациях, и в оргкомитетах важнейших турниров фигура пресс-атташе признается ключевой со всеми вытекающими последствиями. К сожалению, приходится констатировать, что в современном российском спорте пока что далеко не всегда существует адекватное понимание индустриальной сути современного спорта и, как следствие, функций и роли пресс-секретаря. Но это положение меняется буквально на глазах. Как только тот или иной клуб задумывается о превращении в высоко эффективное предприятие, так немедленно возникает потребность в профессиональной организации информационной работы. Как только федерация по виду спорта, прорвавшемуся на мировые или европейские телеэкраны, осознает открывающиеся возможности, так сразу же встает вопрос о том, кто и как будет «раскручивать» наших спортсменов и формировать образ национальной сборной, привлекательный для спонсоров. Как только организаторы того или иного турнира устают стоять с протянутой рукой, так они начинают поиск специалиста, который помог бы сделать так, чтобы выстроилась очередь из спонсоров и рекламодателей. Да, надо признать, что сегодня в нашей стране практически отсутствует система подготовки профессиональных спортивных пресс-секретарей. Хуже того, и по сей день распространено мнение о том, что руководителей пресс-служб следует рекрутировать из рядов спортивных журналистов, и эта путаница профессий, ясно свидетельствующая о некомпетентности допускающего ее менеджмента, порой находит отражение в нормативных документах, принимаемых руководящими органами отдельных спортивных организаций. Работа для болельщиков и спортсменов Источники рекрутирования спортивных пресс-секретарей Но у этой медали есть и обратная сторона – светлая. Отсутствие в стране достаточного количества профессиональных спортивных секретарей на фоне быстро растущего спроса на людей этой профессии, требует ускоренного обучения большого числа новых специалистов, которых логично искать среди пресс-секретарей, работающих в других отраслях, и среди спортсменов, обучающихся на спортивных менеджеров. Пресс-секретари, не работавшие в спортивных клубах и организациях, могут не знать специфики этой отрасли, однако, во-первых, этот недостаток легко устраним, если и у работника, и у работодателя есть на то желание, и если работник имеет достаточный общий уровень эрудиции и базовый набор знаний об информационной работе. А во-вторых, многие пресс-секретари, как и многие миллионы людей иных профессий, оказываются на поверку искренними спортивными болельщиками, которые знают о любимом виде спорта не намного меньше тех, кто этим видом спорта занимался. К тому же у пресс-секретаря из числа болельщиков налицо дополнительная мотивация, и при том весьма существенная, если такой человек тратит немалое личное время и часть своих доходов на то, чтобы быть причастным к любимому виду спорта. Другой источник кадров спортивных пресс-секретарей – это спортсмены, заканчивающие выступление в соревнованиях и проявляющие склонность к спортивному менеджменту и спортивной журналистике. Сегодня спортсмен по окончании соревновательной карьеры может остаться в спорте в одном из трех качеств, а именно в роли тренера, в роли спортивного менеджера и в роли спортивного журналиста. В этой связи представляется правильным при обучении всем трем профессиям давать студентам основы знаний о распространении спортивной информации, формируя у них умения и навыки, необходимые пресс-секретарю. Для этого необходимо ввести соответствующий учебный курс. Выпускникам высших тренерских курсов и факультетов вузов, готовящих тренеров, будет полезно иметь представления о том, чего ждать и чего требовать от пресс-секретаря и как можно с выгодой для своей команды использовать возможности работы через средства массовой информации. Что же касается студентов, изучающих менедж-мент спорта, то им особенно важно узнать, как можно решать управленческие задачи посредством распространения спортивной информации и овладеть практическими навыками информационного управления, являющегося наиболее эффективной и современной формой менеджмента вообще и спортивного менеджмента в частности. Если даже большинство специалистов, получивших диплом в области спортивного менеджмента, и не станет пресс-секретарями, то через некоторое время мы получим массу управленцев, знающих, как информационными средствами повысить эффективность любого спортивного проекта. В то же время среди студентов, изучающих спортивный менеджмент, наверняка найдется множество таких, кто с желанием возьмется за работу спортивного пресс-секретаря. Кстати, это станет еще одним способом решения проблемы трудоустройства спортсменов, завершающих соревновательную карьеру. Наконец, среди спортсменов, обучающихся журналистике, тоже окажется немало желающих участвовать в обмене спортивной информацией в ином качестве или же освоить обе связанные, но существенно различающиеся профессии. Тем же, кто станет журналистами и редакторами, будет очень полезно представлять себе всю систему информационного обмена и уметь быстро находить общий язык с пресс-секретарями. В любом случае, покуда соответствующие знания не включены в программу обучения тренеров, менеджеров и журналистов, надо формировать временные каналы ознакомления этих специалистов с основами информационной работы как важнейшей части современной спортивной индустрии. А после из прораба до министра дорастешь… Перспективы дальнейшей карьеры спортивного пресс-секретаря И последний вопрос, который не обойти вниманием в этом разговоре. Если в ближайшие годы предстоит рекрутирование достаточно большого числа спортивных пресс-секретарей из числа сотрудников пресс-службы других отраслей, а также из рядов спортсменов, завершивших или завершающих соревновательную карьеру и обучающихся тренерскому искусству, спортивному менеджменту и спортивной журналистике, то эти люди должны заранее знать перспективы продолжения своей карьеры. Ведь не секрет, что пресс-секретарь вообще и спортивный пресс-секретарь в частности – профессия тридцатилетних, и в большинстве своем ее представители к сорокалетнему возрасту находя иные возможности карьерного роста. Это связано, в первую очередь, с тем, что спортивная пресс-служба – организация хотя и важная, но численно небольшая, и квалифицированный руководитель вполне естественным образом перерастает ее масштаб. Каковы же возможные продолжения карьеры после нескольких лет успешной работы во главе спортивной пресс-службы? Надо сразу честно сказать, что российская практика пока не может дать репрезентативного ответа на этот вопрос – уже в силу того, что у нас действительно профессиональные клубы и их пресс-службы существуют не так давно, чтобы можно было говорить о статистике. А вот за рубежом статистика есть, и она свидетельствует, что выявились три основных направления дальнейшей карьеры спортивных пресс-атташе. Первое направление – переход на более высокий уровень в руководстве спортивного клуба или организации. Речь идет о назначении на должность вице-президента, а затем в ряде случаев и президента клуба, либо об избрании на одну из руководящих должностей в национальной федерации или международной спортивной организации. После такого повышения бывший пресс-секретарь по-прежнему курирует информационную работу, но его полномочия становятся гораздо более широкими, включая, как правило, еще и рекламу, реализацию атрибутики и сувенирной продукции, работу с болельщиками, организацию их поездок вместе с командной на соревнования и спортивного туризма вообще, а также аналитическую работу, в том числе внедрение высоких спортивных технологий статистического анализа и разработку программ стратегического развития. Второе направление – переход на информационную работу в другую отрасль. В этом случае бывший спортивный пресс-секретарь остается руководителем пресс-службы либо получает повышение на одну-две ступеньки, но меняет спорт на иную отрасль. По этому пути чаще всего идут пресс-секретари, которые ранее сделали себе имя как спортсмены. Их образы остаются привлекательными для аудитории, а работа в качестве спортивного пресс-атташе позволяет приобрести навыки, необходимые любому пресс-секретарю. Поэтому такие специалисты получают предложения о переходе на работу в банки, сетевые и иные публичные компании, где они отвечают за организацию информационной работы и одновременно, пользуясь именем, сделанным в спорте, выполняют представительские и отчасти рекламные функции. Третье направление продолжения карьеры – переход в руководство средств массовой информации, не обязательно специализированных. Зарубежная практика показывает, что телеканалы и газеты выдвигают на редакторские должности преимущественно тех, кто поработал журналистом, но при этом нередко приглашают на роль администраторов именно успешных руководителей спортивных пресс-служб. То есть спортивному пресс-атташе должность главного редактора спортивного СМИ или спортивного редактора многопрофильного СМИ вряд ли светит. Но зато после нескольких лет работы во главе пресс-службы спортивного клуба или федерации имеет смысл отправить свое резюме в те же самые СМИ, когда они объявят конкурс на замещение должности генерального директора. Впрочем, спортивный пресс-атташе может добиться успеха и в качестве тренера. И хотя такие случаи относительно редки, но они свидетельствуют о том, что некоторым тренерам навыки общения со СМИ помогли стать любимцами болельщиков и сделать тренерскую карьеру. И это понятно, потому что в современном спорте мало просто побеждать – надо сделать так, чтобы твоя победа воспринималась каждым болельщиком как его личная победа. А такое восприятие – это и есть результат профессиональной информационной работы. |